
Выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на заводах ММЗ (Москва), Серп и молот (Харьков), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), «Красный Октябрь» (Ленинград), КМЗ (Киев). Первоначально предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал.
Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего было выпущено более 8500 машин. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.
Технические характеристики
- Масса (одиночки/с коляской) 225/350 кг;
- Длина — 2 130/2 380 мм;
- Ширина — 815/1 590 мм;
- Высота — 960/1 000 мм;
- База — 1 430 мм;
- Клиренс 135 мм;
- Высота сиденья — 790 мм;
- Мощность двигателя 22 л. с. при 4 600 об/мин;
- Рабочий объём 746 см³;
- Число тактов 4;
- Количество цилиндров 2;
- Диаметр цилиндра 78 мм;
- Степень сжатия 5,5;
- Ход поршня 78 мм;
- Тип свечей А-11;
- Карбюратор К-37;
- Зажигание батарея 3МТ-14;
- Напряжение 6 В;
- Реле-регулятор РР-1/РР-31;
- Генератор, мощность Г-11, 45 Вт;
- Трансмиссия карданный вал;
- Коробка передач 4-х скоростная;
- Передаточные числа 3,60 / 2,28 / 1,7 / 1,3;
- Шины 3,75×19;
- Давление в шинах 1,5/2,5 атм (передняя/задняя);
- Запас топлива 22 л;
- Расход топлива 7 л/100 км;
- Максимальная скорость 110/95 км/ч.
